Слух человека – это один из главнейших органов чувств, благодаря которому мы способны воспринимать, анализировать и различать множество звуков. Слух необходим человеку также, как и обоняние, зрение, осязание. При нарушении слуха появляются проблемы в ориентировании человека в пространстве, в общении в другими людьми, что весьма отражается на психоэмоциональном состоянии каждого человека. Существуют различные причины нарушения слуха, которые встречаются как у взрослого, так и у ребенка. Так причины нарушения слуха подразделяются на врожденные и приобретенные. К врожденным относят наследственную предрасположенность к ухудшению или отсутствию слуха, врожденные внутриутробные аномалии развития слухового анализатора. К приобретенным причинам следует отнести перенесение некоторых инфекционных заболеваний ребенком, травмы, частые воспалительные или хронические заболевания среднего уха, а также хронические риниты, аллергические заболевания.
Однако не стоит забывать, что современная медицина давно может помочь и взрослому и ребенку в восстановлении слуха. В наше время существует множество различных современных методов и способов, позволяющих нормализовать слух и жить, не замечая этой проблемы. Один из таких способов – это применение слуховых аппаратов, которые дают возможность компенсировать нарушения слуха. Однако стоит отметить, что перед началом использования слухового аппарата, необходимо провести качественную диагностику, чтобы подобрать пациенту наиболее подходящий слуховой аппарат. Ниже мы подробно рассмотрим основные методики диагностики слуха.
Тональная пороговая аудиометрия – субъективный метод обследования слуха, позволяющий установить степень и характер (тип) тугоухости. Субъективным метод называется по причине непосредственного участия исследуемого в тестировании. В связи с этим, на результатах исследования сказываются такие факторы как возраст, физическое и психоэмоциональное состояние тестируемого. Для проведения аудиометрии используется специальный прибор – аудиометр. Аудиометр состоит из генератора акустических стимулов, головных телефонов (наушников), костного телефона и кнопки ответа исследуемого. Важным этапом проведения данного исследования является корректное инструктирование пациента перед началом процедуры. Тестируемый отвечает на слышимые стимулы, предъявляемые через наушники или костный телефон, путем нажатия на кнопку ответа пациента. Стимулы – чистые тоны на стандартных аудиометрических частотах с шагом в одну октаву (125Гц, 250Гц, 500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц, 8000Гц), Стимулы предъявляют с различной интенсивностью. Минимальная интенсивность стимула, при которой тестируемый дает ответ, называется порогом слуха. Таким образом, в ходе исследования меняя частоту и интенсивность стимула, специалист получает график зависимости значений этих величин.
Исследование порогов слуха воздушного звукопроведения и костного звукопроведения происходит аналогичным образом с той разницей, что в первом случае используются наушники, а во втором – костный телефон.
Для определения степени тугоухости рассчитывается среднее арифметическое значения порогов на 4 частотах (500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц)
Степень потери слуха | Значения в дБ |
---|---|
Нормальный слух | От -10 до 15 |
Минимальная потеря слуха | От 16 до 25 |
Слабая потеря слуха | От 26 до 40 |
Средняя потеря слуха | От 41 до 55 |
Умеренно тяжелая потеря слуха | От 56 до 70 |
тяжелая потеря слуха | От 71 до 90 |
Глубокая потеря слуха | Более 91 |
Для определения типа нарушения слуха оценивается взаимоотношение порогов слуха по костному и воздушному звукопроведению. Так, при изолированном повышении порогов слуха по воздуху и нормальных порогах слуха по кости (наличии костно-воздушного разрыва), говорят о кондуктивной тугоухости. Признаками сенсоневрального нарушения слуха являются повышенные в равной степени порогов слуха по воздуху и кости. Повышение порогов слуха по воздуху и кости, при наличии разницы между ними (т.е. костно-воздушного разрыва), говорит о смешанном типе тугоухости.
Как уже упоминалось выше, возможность проведения аудиометрии во многом зависит от способности тестируемого адекватно участвовать в процессе. В некоторых случаях мы сталкиваемся с модифицированными вариантами тональной пороговой аудиометрии, таким как игровая аудиометрия. Вместо нажатия на кнопку в ответ на акустический стимул, ребенку предлагают совершать различные действия с игрушками ( надевать кольца на стержень, складывать кубики и т.д.). Считается, что проведение тональной пороговой аудиометрии в том или ином варианте возможно начиная с возраста 3,5-4 года. Однако на практике возможность проведения исследования во многом определяется индивидуальными особенностями поведения и развития ребенка.
Среднее ухо является промежуточным пунктом для звуковых волн, которые направляются во внутреннее ухо. В среднем ухе находится цепь слуховых косточек, по которой передаются колебания от барабанной перепонки к овальному окну улитки. Для прохождения звука через среднее ухо, барабанная перепонка и цепь из косточек должны работать как единая отлаженная система. Патологические процессы в среднем ухе могут приводить к понижению давления, скоплению жидкости в среднем ухе, к фиксации основания стремени в окне преддверия и т.д. Во таких случаях нарушается звукопроведение через среднее ухо, что становится причиной кондуктивной тугоухости.
Объективно функцию среднего уха можно оценить с помощью измерения акустического иммитанса. В слуховой проход устанавливается специальный зонд, который производит низкочастотный тон и изменяет давление воздуха в слуховом проходе с помощью насоса. Зонд соединен с микрофоном, который измеряет уровень звукового давления в слуховом проходе. Так как давление воздуха в слуховом проходе то увеличивается, то уменьшается относительно давления в среднем ухе, подвижность барабанной перепонки также изменяется. Это влияет на передачу звуковой энергии в среднее ухе. Результат получают на основании изменения звукового давления в слуховом проходе.
К измерениям на основе акустического иммитанса относятся: тимпанометрия, регистрация стапедиального рефлекса.
Взаимосвязь между давлением воздуха в слуховом проходе и передачей звука через среднее ухо отображается на тимпанограмме. Ось Х на тимпанограмме соответствует давлению в наружном слуховом проходе относительно атмосферного давления. Ось Y показывает передачу звука через среднее ухо (иммитанс).
Иммитанс оказывается наибольшим, когда давление с каждой стороны барабанной перепонки является одинаковым. Если давление в среднем ухе отрицательное или если подвижность барабанной перепонки отсутствует (жидкость в барабанной полпости), соответствующие признаки будут отражены в тимпанограмме.
Для оценки стапедиального рефлекса также используется измерение акустического иммитанса. Стапедиальная мышца уменьшает звукопередачу через цепь слуховых косточек и барабанную перепонку при высоких уровнях поступающего в ухо сигнала, обычно между 80 – 100 дБ нПС.
При возникновении стапедиального рефлекса, подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек уменьшается. В результате повышается звуковое давление зондирующего тона в слуховом проходе, что фиксируется прибором.
Обычно стапедиальный рефлекс возникает одновременно в обоих ушах, не зависимо от того, на какое ухо подается сигнал. Этот факт используют при измерении - рефлекс можно измерить в одном ухе, при стимуляции противоположного. Такой вид стимуляции называют контралатеральным.
В конце 1970-х годов британский физиолог Дэвид Кемп обнаружил, что внутреннее ухо способно производить слабые звуковые сигналы, который может зафиксировать микрофон, расположенный в слуховом проходе. Эти звуки, называемые отоакустической эмиссией, возникают либо спонтанно (так называемая спонтанная отоакустическая эмиссия) либо в ответ на звук, подаваемый в ухо (вызванная отоакустическая эмиссия).
Считается, что эмиссия является побочным продуктом активного процесса, происходящего в наружных волосковых клетках улитки внутреннего уха.
Исследования показывают, что при поражении наружных волосковых клеток, например, вследствие приема ототоксичных препаратов, отоакустическая эмиссия может исчезнуть частично или полностью. Для измерения вызванной отоакустической эмиссии используют два метода. В обоих случаях эмиссия возникает в результате стимулирования уха звуком, но тип стимула различается:
Анализ ответной реакции улитки помогает установить характеристики эмиссии на разных частотах и функциональное состояние волосковых клеток на определенных участках базилярной мембраны.
Измерение отоакустической эмиссии является дополнением к другим аудиометрическим тестам. Отоакустическая эмиссия помогают обнаружить изменения функции улитки еще до того, как потеря слуха будет подтверждена аудиометрически. Это означает, что регистрация отоакустической эмиссии может быть использована, например, с целью динамического наблюдения за состоянием слуха при использовании лекарственных препаратов с возможным ототоксическим эффектом.
Широко используют регистрацию отоакустической эмиссии в качестве скрининга слуха новорожденных. Отсутствие отоакустической эмиссий может указывать на возможность наличия сенсоневрального нарушения слуха. Однако необходимо проведение и других исследований для подтверждения или опровержения данного диагноза.
Установлена возможным измерить электрическую активность, возникающую в головном мозге в момент стимуляции уха звуком. Когда звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы во внутреннем ухе, он направляется по слуховому нерву и проходит через ядра ствола мозга. Каждый раз, когда сигнал проходит через одно из ядер, возникает электрическая активность, которую можно зарегистрировать с кожи головы тестируемого.
Самым распространенным методом измерения электрической активности слухового анализатора считается регистрация стволовых слуховых потенциалов. Электроды фиксируются на коже головы тестируемого человека с помощью электопрводящей пасты или геля. Один активный электрод размещают на лбу, на границе волосистой части головы, а другой за ушами, в области сосцевидного отростка височной кости. Слуховая система стимулируется серией звуков, подаваемых через наушники. Когда биоэлектрический импульс проходит по нервным волокнам слухового нерва и другим отделам проводящей нервной системы, измеряется разность потенциалов между электродами.
Эта разность потенциалов является очень маленькой в сравнении со случайным электрофизиологическим шумом мозга или шумом в результате мышечной активности. Однако метод усреднения, сопровождающийся повторяющимися измерениями, делает пики потенциалов более очевидными.
Электрические потенциалы ствола мозга представлены в виде пиков на графике функции амплитуды от времени с момента предъявления стимула. Типичный ответ на звуковой стимул состоит из нескольких пиков (I, II, III, IV, V).
Опираясь на данные регистрации стволовых потенциалов, можно судить о функциональном состоянии тех или иных отделов слухового анализатора, расположенных в области ствола головного мозга, а также о степени нарушения слуха. Метод регистрации слуховых ответов широко используется для определения электрофизиологически слуховых порогов, например, у новорожденных или у тех пациентов, которые по разным причинам не могут участвовать в субъективном тестировании слуха. Стимуляция тональными звуковыми сигналами помогает получить частотно-специфическую информацию о слуховых порогах.
Относительно недавно в аудиологической практике начали применять метод регистрации стационарных слуховых вызванных ответов. В качестве стимула в данном случае используют модулированные чистые тоны. Используя этот метод, можно получить сведения о порогах слуха на определенных частотах. Данный метод также позволяет проводить исследование слуха на нескольких частотах на двух ушах одновременно, что существенно сокращает время исследования.
В случаях регистрации слуховых вызванных потенциалов выше указанных типов взрослому, тестируемый должен находится в состоянии сна или спокойного бодрствования. Регистрация данных потенциалов детям проводится только в состоянии сна.
Наш современный центр слухопротезирования Мед-Аудио оснащен наиболее современным и надежным медицинским оборудованием для проверки слуха. Именно здесь Вы можете провести проверку слуха себе или ребенку, и быть полностью уверенным, что получите самые достоверные результаты. Помните, качественная и точная диагностика – это главное, что основывает успешное и надежное лечение.
Кроме того, специалисты нашей клиники уделяют особое внимание проверки слуха у детей. Не правильно диагностированное нарушение слуха у ребенка – очень опасно, т.к. это может отразиться на его здоровье в будущем. Именно поэтому, мы проводим диагностику слуха для детей с 3х лет, и осознавая высокую степень ответственности при слухопротезировании наших маленьких пациентов, вся диагностика проводится только квалифицированными детскими сурдологами-оториноларингологами и сурдопедагогами. Диагностика нарушений слуха в нашем центре, у Вас или Вашего малыша, будет проведена со 100% точностью и достоверностью. Такую гарантию дают наши квалифицированные и высокоспециализированные врачи.
Ответ врача:
Добрый день, Татьяна! Слуховой аппарат подбирается индивидуально после консультации врача сурдолога. В нашем центре Вы можете бесплатно пройти обследование, консультацию сурдолога и подобрать подходящий для Вас слуховой аппарат. Записаться к нам можно по телефону 679-68-94.
Ответ врача:
Добрый день, Екатерина! Сенсоневральная тугоухость не лечиться, а корректируется с помощью слуховых аппаратов. Аппараты подбирает врач сурдолог после обследования. Уточнить степень снижения слуха можно при помощи тональной пороговой аудиометрии. Данное обследование Ваш сын может пройти у нас бесплатно. Для этого необходимо записаться в наш центр по телефону 6796894.
Ответ врача:
Здравствуйте, Светлана! Цифровые слуховые аппараты обязательно должны быть подобраны и настроены специалистом. Это делается в соответствии с уровнем снижения слуха пациента.При обследовании врач определяет пороги снижения слуха на разных частотах и в соответствии с ними программирует слуховой аппарат. Тогда его работа будет эффективна.
Ответ врача:
Здравствуйте! Услуга выезда на дом по городу Санкт-Петербургу есть, стоимость 1000 рублей. Врач приедет с оборудованием, проведет диагностику и подберет подходящие слуховые аппараты. Приобрести аппараты можно сразу. Изготовление индивидуальных вкладышей займет некоторое время, получить их можно либо в нашем центре, либо повторно вызвав доктора на дом.
С уважением, ”Мед-Аудио”.
Ответ врача:
Здравствуйте, Надежда! Чтобы проверить слух ребенка нужно обратиться к врачу оторинолорингологу-сурдологу. В зависимости от возвраста вашего ребёнка врач проведёт соответствующее обследование для выявления возможных нарушений слуха и определения их степени. Суважением врач-сурдолог Хилько Е.В.